Статьи пользователей » 22.11.2005 - Бесконечные возможности тюнера или советы бывалого - Сергей Драгунов

Бесконечные возможности тюнера или советы бывалого (на примере ТВ-тюнера GOTVIEW PCI 7135)

Автор: Сергей Драгунов
Редакция: GOTVIEW

Предыстория

Наступила долгожданная пора обновить свой старый компьютер. Появился цифровой фотоаппарат, друг купил себе цифровую видеокамеру, а мне отдал свою аналоговую, и я понял, что сил у моего старого компьютера уже не хватает. Хотелось, чтобы мощность нового компьютера оказалась достаточной для занятий не только по обработке фотографий, но и для нового потрясающего увлечения ? видеомонтажа.

В результате компьютер получился таким: CPU P IV 2.8 ГГц, ОЗУ 512 Мб, HDD 200 Гб это основные определяющие компоненты, которые смог потянуть мой кошелек. Наиболее денежноемким оказался центральный процессор, поэтому при нехватке средств его вполне можно заменить Celeron, но желательно не ниже 2ГГц.

В статье я постарался затронуть все важные моменты, полезные как начинающим пользователям, так и опытным со стажем. С компьютером я давно на "ты", но тв-тюнеры когда-то для меня были чем-то новым, неизученным. По мере освоения и "набития шишек", я приобретал опыт, коим хочу поделиться с вами. Написание статьи ? вещь непростая, процесс затянулся, поэтому некоторые вещи могут немного устареть. Сделайте поправку, не судите строго. По мере возможностей буду вносить коррективы.

Тюнер или плата видеозахвата

Итак, я оказался перед извечной дилеммой выбора. Что же лучше? Качественный видеозахват конечно хочется иметь каждому. С другой стороны, разницы между захваченным материалом между недорогой платой видеозахвата от Pinnacle (до 100 у.е.) и тв-тюнером оказалась незаметной. Во всяком случае я не увидел чего-то такого уникального или супервыдающегося, позволяющего мне сделать однозначный выбор в сторону платы видеозахвата. Плюс ко всему меня заинтересовала возможность просмотра телепередач на компьютере. Посмотрев на разницу в цене, для себя сделал однозначный выбор ? тв-тюнер.

Как оказалось в дальнейшем, тв-тюнер способен не только на показ телепередач, но и на гораздо большее. Но не будем забегать вперед. Правда, для тв-тюнера приходится подумать заранее о хорошем антенном сигнале. Мне пришлось для этого купить антенный усилитель, но его стоимость была намного меньше разницы между недорогой платой видеозахвата от Pinnacle и тв-тюнером.

Программа решает все

Что же выбрать при всем изобилии имеющихся в настоящее время тв-тюнеров? Разумеется, хотелось качественного современного железа и хорошо развивающегося программного обеспечения, хорошей технической поддержки (мне не хотелось быть брошенным на произвол судьбы в моем начинании).

При всех положительных качествах и тенденциях развития современного компьютерного оборудования, железо останется мертвым без соответствующего управления. Оно может не работать совсем, если в программе будут постоянные сбои, может работать на половину, если в программе не будут реализованы все возможности железа, а может работать и радовать меня своими результатами.

Понятно, что хотелось этого всего сразу и в одном флаконе, а не метания по магазинам и интернетам в поисках различных компонентов.

Перерыв прессу и несколько специализированных форумов, мой выбор был следующим:

ВЧ модуль (он же селектор каналов) ? только Philips MK3.

Он обеспечивает высокое качество приема за счет хорошей чувствительности и избирательности. О нем я слышал только положительные отзывы как от пользователей, так и от профессионалов (к которым я отношу авторов тестов и обзоров на специализированных сайтах и форумах).

современный чип, декодирующий и цифрующий сигнал ? только Philips SAA7135.

Почему именно он? При довольно низкой цене, этим чипом хорошо декодируется SECAM (это стандарт вещания для России), в отличие от других чипов, которые этот стандарт не любят и проявляют большее уважение к PAL или NTSC. Поскольку в моем доме есть кабельное телевидение, то оказалось, что часть каналов транслируется в PAL, а часть в SECAM. С этими задачами Philips SAA7135 справляется хорошо.

Кроме всех этих возможностей, у Philips SAA7135 прекрасные возможности по обработке звука:

частота дискретизации: чип поддерживает частоты 32, 44.1 и 48 КГц.

Поддержка специальных эффектов:

Philips Incredible Mono ? использование этого эффекта позволяет получить на моноканалах "звук вокруг". Его можно включать как для монофонического радио эфира, так и для большинства телевизионных каналов, которые транслируются пока в моно. Несмотря на наличие всего двух колонок, будет ощущение, что звуковые колонки расставлены в большом количестве по всей комнате и звук идет со всех сторон.

Philips Incredible Stereo ? дополнительно расширяет стерео базу звука, придавая дополнительный объём. Также интересно использовать этот эффект не только с телеканалами, но и с радио.

Virtual Dolby Surround позволяет получить объёмный звук из обычных стерео колонок. Поясню с помощью рис.

так выглядит реальный Dolby Surround, реализуемый с помощью 5 колонок.

а так выглядит виртуальный Dolby Surround, реализуемый с помощью всего двух колонок. Остальные три колонки эмитируются специальными программно-аппаратными средствами. Эффект получается интересный, особенно если в этот момент показываются джунгли или центр города, шумной толпы. В некоторых дорогих современных телевизорах стали тоже использовать эту функцию, но тут мы ее получаем бесплатно как дополнение.

С выбором программы все оказалось гораздо сложнее. Тут пришлось подключить друзей, интернет, дедукцию и прочие способности. Кроме того, хотелось иметь возможность оперативно получать ответы на вопросы, связанные с использованием тюнера. В результате моих долгих изысканий, мой выбор пал на программу Gotview Pro. Почему я остановил свой выбор именно на ней, посвящены остальные главы моей статьи.

Могу сказать, что в выборе я не ошибся. Не перестаю удивляться ее широчайшим возможностям увеличивающимся от версии к версии. А если прибавить к этому уникальность некоторых функций, то аналогов просто не вижу.

Gotview 7135 ? мой выбор!

Поскольку выбор пал на программу Gotview Pro, то вопрос выбора тв-тюнера отпал сам собой. Эта программа не работает с тюнерами других фирм, но как оказалось этого и не нужно. Тюнер отвечал всем моим требованиям, определенным выше. Теперь можно приступить к установке тюнера в компьютер.

Установка и подключение тюнера

Полностью выключите компьютер и подключенную к нему периферию из розеток. Многие устройства в выключенном состоянии все равно запитаны. Поэтому, залезая в компьютер вы рискуете получить удар током или сжечь какую-нибудь плату, а возможно и весь компьютер сразу.

Тюнер является устройством ресурсоемким, поэтому ему желательно иметь быстрый доступ к системным ресурсам. Речь идет о прерываниях. Хотя современные материнские платы научились более-менее сносно разделять прерывания по устройствам, иногда бывают неприятные казусы от отсутствия или "хрюкания" звука до полной неработы какого-то устройства. В моем компьютере все заработало нормально в такой конфигурации:

Первый PCI слот ? пустой

Второй PCI слот ? звуковая карта

Третий PCI слот ? тв-тюнер

У моего хорошего знакомого в такой конфигурации не заработало, но прекрасно ожило в такой:

Первый PCI слот ? пустой

Второй PCI слот ? пустой

Третий PCI слот ? звуковая карта

Четвертый PCI слот ? тв-тюнер

Поэтому при любых каких-то непонятных явлениях (при полностью обесточенном оборудовании) переставьте тв-тюнер в другой слот.

Итак, тюнер установлен, обязательно закрепите тюнер в корпусе винтом или зажимом (в зависимости от особенностей корпуса системного блока). Не оставляйте незакрепленным тюнер, он имеет свойство отваливаться на включенном компьютере и последствия могут быть самыми непредсказуемыми.

Подключите тюнер согласно схеме, указанной на коробке. Антенну лучше подключать в последнюю очередь, т.к. она может слегка тряхнуть током. Теперь можно включать компьютер и устанавливать программное обеспечение.

Порядок установки программного обеспечения

После экспериментов с разными операционными системами, я пришел к выводу (и теперь настоятельно рекомендую всем), что работать с тюнером желательно под управлением Windows XP с установленным Service Pack 2. В отличие от Windows 2000, в ней лучше реализована поддержка оверлея, работа с памятью и многое другое, что положительно сказывается на скорости работы и загрузки центрального процессора.

Сначала необходимо установить драйверы для тв-тюнера, затем прилагаемое программное обеспечение (Win DVD Creator), кодеки для WMV формата (если планируется работа с этим форматом), и напоследок саму программу Gotview Pro.

Первоначальная настройка

Начинать работу с программой надо с ее настройки. Обидно будет не получить какой-то результат из-за того, что какая-то опция в программе просто не было включена. Начать необходимо с того, что проверить настройки устройств.

Основные устройства должны начинаться только со слов GOTVIEW, кроме звуковой карты. Если это не так, то необходимо выбрать GOTVIEW. Откуда может взяться что-то другое? Дело в том, что некоторые видеокарты имеют видеовход, который устанавливается в системе как устройство видеозахвата (но с ним работать программа не хочет и не будет) и имеет более высокий приоритет, чем GOTVIEW. Поэтому, если вы обнаружите в устройстве видеозахвата что-то другое, то смело меняйте.

Проверьте звуковую карту, особенно если их установлено несколько в системе. Я долго не мог понять почему в программе нет звука, пока не догадался проверить этот параметр. У меня было установлено NONE вместо звуковой карты и звука не было. Если у вас несколько звуковых карт, то выберите именно ту, через которую будет осуществляться вывод звука для программы Gotview Pro.

Замечательная возможность в программе! Я нашел ей следующее применение. Подключил наушники к встроенной звуковой карте на материнской плате, чтобы не беспокоить домашних. Что это дает? Мне не надо лезть под стол и отключать мою 5.1 систему от компьютера, чтобы подключить наушники и не надо затем заходить в настройки аудио, чтобы переключить 5.1 в обычное стерео. Теперь переключение на наушники или на систему 5.1 делается одним нажатием. Очень удобно. Хотя следует отметить, что качество встроенного на материнской плате звука несколько хуже, чем у отдельных PCI плат.

Дальше необходимо указать программе какой звуковой вход и выход нужно использовать. Для этого в настройках звука

в разделе "Источник звука" устанавливаем для воспроизведения и записи нужные вход и выход. Поскольку на Gotview PCI 7135 существует возможность передавать звук по PCI шине, то это может запутать. Что же установить в этих настройках?

Звук можно подключить следующим образом: на выход тв-тюнера подключить аудиошнур, другой конец которого подключить ко входу звуковой карты. Тогда в настройках программы необходимо указать именно этот вход.

Если подключение производилось снаружи, то это скорее всего только LINE-IN или линейный вход.

Если подключение производилось изнутри, то это могут быть все остальные входы звуковой карты: AUX, CD-IN и др. Важно правильно задать этот вход-выход, т.к. программа будет управлять именно тем входом-выходом, который вы ей задали. Если вход-выход заданы неправильно, то звука либо не будет вовсе, либо громкость звука не будет регулироваться.

Звук также можно передавать по PCI шине. В таком случае источники звука необходимо указать, как у меня на рис. выше. Т.е. громкость звука будет регулироваться вместе с системными звуками, выдаваемыми операционной системой.

Когда какое подключение предпочтительнее? Для записи я рекомендую использовать только передачу звука по PCI. Тогда проблем с тем, что видео и звук разойдутся к концу записи не будет.

На маломощных компьютерах и на встроенных звуковых картах возможны ситуации, когда звук, передаваемый по PCI будет хрипеть или иметь "провалы". Это, как правило, говорит о том, что PCI шина данных не справляется с объемом данных, она перегружена или какое-то устройство (например, SATA контроллер) слишком долго удерживает шину. В таком случае вам необходимо использовать звуковую карту.

Поиск и настройка каналов

Следующим этапом будет настройка каналов. В программе настроены эфирные каналы для г. Москва. Поэтому, если у вас кабельное телевидение, то частоты не совпадут. Проверить это легко. Достаточно пощелкать каналами. Если изображение будет только на 1-2 каналах, частоты не совпадают. Вариант с плохой антенной я не рассматриваю.

С поиском и настройкой каналов сталкиваются довольно многие. Но не у всех это получается быстро и красиво. Поэтому хочу поделиться своим опытом. Итак, после установки программы и настройки некоторых основных устройств, запускаем окно настройки каналов, далее, ничего не удаляя, запускаем поиск каналов.

Искать каналы можно несколькими методами:

Сканировать стандартную сетку для России ?используется, в основном, для эфирного телевидения. Сканируются каналы, определенные ГОСТ для России. Их около 100 или чуть больше. Сканирование проходит довольно быстро.

Сканировать стандартную сетку для всех стран ?используется для кабельного телевидения. Сканируются частоты, на которых обычно могут встречаться кабельные каналы. Их гораздо больше, но поиск все равно проходит довольно быстро.

Сканировать диапазон заданных частот ?используется в тех случаях, когда первые два метода не дали успешного поиска. Шаг задавать меньше 0.25 МГц смысла не имеет. Диапазон частот лучше указать весь полностью, где только возможны каналы. Т.е. от 49 до 855 (для самый экзотических каналов). Поиск будет идти довольно долго, около 10 минут. По мере поиска каналов, слева в окне будут отображаться найденные частоты.

Когда поиск закончится, надо кликать мышкой на каждой строчке для выбора этой частоты и смотреть в окне просмотра результат.

Например, на частоте 160.25 найден канал НТВ. Тогда, в нижней части окна ищем этот канал и меняем его частоту на найденную.

Аналогичным образом изменяем частоты (и только их) для остальных каналов. И все, каналы настроены, а вместе с ними и иконки и программа телепередач. Ввести данные и заполнить нужные поля придется только для каналов, которых не было в таблице, какие-нибудь, типа канала Discovery.

Немного теории:

Требования к компьютеру

Итак, наличие свободного места. Если на имеющемся жестком диске свободного места меньше 1Гб, то пришла пора подумать о глобальной чистке диска или о покупке нового. Одного гигабайта хватит почти на 1 минуту несжатого видео с разрешением 720х576, примерно на 6 минут в формате DV, или на 15 минут в формате MPEG-2 с хорошим качеством. Цифры приблизительные, но хорошо показывающие ситуацию. Следовательно, чем больше будет свободного места на диске, тем лучше. Файловую систему для этого раздела диска желательно установить NTFS, чтобы можно было смело записывать фильмы, не разбивая при этом его на куски (напомню, что файловая система FAT-32 не позволяет создавать файлы, размер которых превышает 4 Гб). Все современные жесткие диски можно использовать, отдавая предпочтение тем, у которых скорость вращения 7200 об/мин. Особенно это актуально, если планируется запись без сжатия или с максимальным качеством.

Операционную систему лучше использовать Windows XP + SP2 (аргументы написаны раньше).

Качество изображения зависит от сжатия и установленного разрешения. Чем меньше степень сжатия и выше разрешение, тем лучше качество. Но при этом возрастает объем полученного видео. Если вам скажут, что полуторачасовой фильм с хорошим разрешением занимает 100Мб с качеством не хуже DVD, то не верьте. Этого не может быть!

Но использовать высокое разрешение и при этом сжимать изображение ? задача не из легких. Тут мы подошли к вопросу о мощности компьютера. Какая конфигурация компьютера нужна?

Первое, что на что надо обратить особое внимание ? частота центрального процессора. Исходя из опыта можно посоветовать, чтобы она была не ниже 1-1.2ГГц для самых простых записей в формате VCD. Для более качественной записи в форматы SVCD желательно иметь частоту от 1.4 до 2ГГц. Для максимального качества нужен процессор с тактовой частотой выше 2ГГц.

Оперативной памяти необходимо не меньше 128 Мб, 256 лучше, а 512 Мб совсем хорошо. Во время редактирования видео (убрать рекламу, добавить титры и пр.) придется работать с видеофрагментами больших размеров. Чтобы операционная система меньше работала со SWAP-областью и меньше тормозила, оперативную память надо установить 512 Мб и выше.

Разрешение при захвате ТВ

Поскольку от разрешения зависит качество изображения, то какое разрешение нам надо выбирать? Здесь нужно сказать несколько слов о том, как формируется изображение в телевизоре.

Изображение на телевизоре меняется 50 раз в секунду, причем, за один раз на экран выводится не весь кадр, только нечетные строки (1,3,5,7 и т.д.), затем луч возвращается в верхний левый угол и на экран выводятся четные строки (2,4,6,8 и т.д.). За счет послесвечения люминофора кинескопа телевизора человеческий глаз не замечает этого.

Максимальное количество вертикальных линий, которое можно отобразить на телевизоре равно 768, т.е. полный телевизионных кадр 768х625. Если отбросить служебную информацию, то остается 720х576 (подробности займут слишком много времени и описания).

Отсюда можно сделать вывод, что записывать телепередачи с разрешением выше 720х576 смысла нет. Реально же записывать некоторые телепередачи можно с разрешением в два раза меньшим от максимального, особенно, если принимаемый сигнал не очень высокого качества. Поэтому, для начала и обучения мы определимся так: разрешение задавать 352х288. Но это не мешает использовать и максимальное разрешение.

Разрешение при оцифровке

При оцифровке домашнего видео лучше устанавливать максимальное разрешение ? 768х576. Это нужно для того, чтобы при редактировании материала качество не так сильно страдало.

Битрейт

Расшифровывается это так ? поток данных. Бывает с постоянной и переменной скоростью. Чем выше скорость, тем лучше качество и тем больше места видео занимает на диске. Какие конкретно использовать значения зависят от выбранного кодека и желаемого результата. Тут нет универсального решения, в основном подбирается эмпирически в зависимости от требуемого качества.

Кодеки

Мы подошли к одному важному вопросу, вызывающему войны споров на разных форумах наподобие тех, кто обсуждает какая ОС надежнее (Linux или Windows), чей фирмы процессор быстрее (Intel или Atlon). Поэтому мы спорить не будем. Дам рекомендации, исходя из собственного опыта. Попробовав различные варианты можно выбрать для себя что-то подходящее.

Самый идеальный вариант, когда мы хотим добиться максимального качества при монтаже и неограниченны в свободном месте на жестком диске ? использование несжатого видео. В этом случае каждый кадр в несжатом виде хранится на диске и такой видеофрагмент можно резать как угодно и сколько угодно. Недостатки очевидны: необходимо слишком много места на диске (один час видео в 720х576) занимает свыше 60 Гб и как можно больше оперативной памяти при проведении видеомонтажа.

Следующий вариант ? это использование сжатия без потерь. Наиболее распространенным кодеком является HUFFYUV. Из недостатков:

1. Довольно значительный объем места на жестком диске: один час (720x576) видео займет от 35 до 42 Гб. Т.е. почти в 2 раза меньше, чем несжатое видео, но все-таки объем довольно значительный.

2. Высокие требования к производительности компьютера и размеру оперативной памяти для видеомонтажа.

Следующими идут кодеки MJPEG (Pegasus MJPEG и Morgan MJPEG ). Размер одного часа видео (720x576) занимает 20-25 Гб. Здесь каждый кадр также хранится отдельно, но для сжатия используются алгоритмы аналогичные JPEG, которые мы используем для сжатия цифровых фото.

Далее можно рассмотреть сжатие в MPEG-2 формате. Здесь уже точных цифр не даю, т.к. размер файла целиком зависит от скорости потока. В среднем, не выше 6Гб на 1 час видео. Недостатки:

1. Сложности в видеомонтаже полученного материала. Нарезка должна осуществляться только по ключевым кадрам, иначе необходимо пережимать видеоматериалы, что повлечет заметное ухудшение качества.

2. Переходы между сценами будут пережиматься всегда, что снизит качество изображения переходных сцен. К счастью, оно не так сильно.

Следующим по порядку идут AVI кодеки (DivX и XviD), недостатки которых аналогичны MPEG-2, описанному выше. Степень сжатия можно повысить, но за счет ухудшения качества.

Выберите приемлемый для себя вариант в зависимости от задач и имеющихся в наличии ресурсов компьютера.

Запись телевизионных программ в формате MPEG-2

Настроив каналы и насмотревшись вдоволь, хочется попробовать записать любимую передачу или фильм. Перед тем, как первый раз нажать кнопку REC необходимо проверить куда и в каком формате будет осуществляться запись. Главное, что определяет выбор, это наличие свободного места на жестком диске. Второе - требуемое качество изображения. Третье - мощность компьютера. Остальные нюансы будем обсуждать позже. Я надеюсь, что необходимые кодеки установлены? Если еще нет, то это нужно сделать сейчас, т.к. потом поздно будет. Поставить сразу и обязательно(!) MPEG кодек (он идет в комплекте с платой на дополнительном диске). Остальные кодеки пока не ставьте. Если предпочтение отдается все же формату МР4, то пропустите эту главу и читайте следующую.

Какие основные особенности MPEG-2 формата, которые важно знать при работе с ним? Самое важное, что размер получаемого видеоматериала не зависит от установленного разрешения при одинаковой скорости потока. Это вызывает самую большую путаницу в голове начинающего пользователя.

Как же так? Ведь от разрешения должен зависеть размер! Да, но не в случае использования MPEG. Потому что размер файла зависит только от скорости потока. Это легко понять, представив ручей с водой. При одинаковой ширине ручьябольше воды соберем там, где быстрее течение воды. Так и здесь. Размер файла зависит только от скорости потока данных (как в нашем случае скорость движения воды). Это особенность вызвана тем, что данные передаются не пакетами, а смесью видео и аудио данных. AVI кодеки передают данные пакетами видео и аудио информации.

Поэтому разрешение в этом случае влияет на размер также, как и скорость потока. Эту особенность надо помнить, чтобы учитывать при записи. Как? А при увеличении разрешения, если не трогать битрейт, качество видео будет падать. Т.е. кадр будет большего размера, и чтобы сохранить его качество, нужно повышать скорость потока. Иначе каждый кадр будет терять все больше и больше информации. Т.е. чем выше разрешение при неизменном потоке, тем хуже будет качество. Поэтому при увеличении разрешения необходимо увеличивать и скорость потока. Не запутались? Тогда идем дальше.

Вернемся к записи телепередач. Думаю, что начать следует с записи небольших фрагментов видео и оценки загрузки компьютера и качества получаемого видеоматериала. Как только приемлемое качество будет достигнуто, имеет смысл переходить непосредственно к записи. Для начала попробуем запись с такими параметрами:

Поскольку разрешение по вертикали равно 288, то фильтр деинтерлейса не нужен. Затем, если качество не удовлетворяет требованию, а ресурсов компьютера хватает для увеличения разрешения и битрейта, увеличьте разрешение и битрейт.

Если канал отображается без помех, качество изображения очень высокое и хочется сохранить передачу в таком качестве, то используйте эти настройки:

Обратите внимание на то, что мы увеличили разрешение по вертикали выше 300, поэтому нужно включить фильтр деинтерлейса, иначе избавится от гребенки будет довольно сложно. Исключение составляет полное разрешение по вертикали - 576. Дело в том, что при проигрывании файла с интерлейсным видео, плеер автоматически производит деинтерлейсинг прямо во время просмотра. Если по какой-то причине этого не происходит, то нужно включить деинтерлейс во время записи.
Возможные варианты я дал, дальше вам осталось подобрать параметры, которые бы устраивали по качеству и по занимаемому на диске месту. Хочу заметить, что некоторые передачи можно записывать в более низком качестве. Спортивные динамичные сцены желательно записывать с более высоким битрейтом, чем обычно. В таком случае можно сделать несколько профилей, к примеру, для записи фильмов и назвать его "Фильмы" и для записи новостей "Новости". Это поможет не только быстро начать запись, но и настроить планировщик на запись нужной телепередачи с нужными настройками. Но об этом поговорим позже в соответствующей теме.

Запись телевизионных программ в формате MP4

В отличие от MPEG кодеков, которые стандартизированы и к тому же поставляются вместе с тюнером, кодеки для сжатия в MPEG-4 существуют в огромных разновидностях, постоянно пополняются и модифицируются. Споры о том, какой кодек лучше не утихают и по сей день. По этой причине сложно сделать полноценное руководство по данному формату. Оно либо быстро устареет, либо навлечет на мою голову кучу недовольных сообщений, с просьбой либо написать также о "нашем любимом" кодеке, либо не писать вообще. Поэтому, я ограничусь основной информацией.

Для данного кодека определяющим размер и качество являются: разрешение и скорость потока. Обратите внимание, что разрешение также влияет, в отличие от сжатия в формате MPEG. Еще одно отличие ? это подбор кодеков для звука. Вы можете не сжимать звук вообще (формат РСМ), либо сжимать в формат МР3 для экономии места. Но сжимать звук прямо во время записи я настоятельно не рекомендую. Это чревато рассинхронизацией звука и видео, либо еще более худшими последствиями (искажениями звука и т.д. и т.п.), что особенно проявляется при нехватке производительности компьютера.

Начните с разрешения 352х288 и подберите устраивающую по качеству скорость потока. Если хочется лучшего и свободное место на диске позволяет, то увеличьте разрешение.

Обычно, данными кодеками пользуются, если нужно "посмотреть и стереть". Для остальных случаев используйте формат MPEG-2 илидругие, о которых пойдет речь чуть позже, когда мы приступим к оцифровке.

Оцифровка домашнего видео

Распутываем клубки RCA

У тех, кто только начинают пробовать свои силы в области видеозахвата, много вопросов возникает с подключением проводов. Давайте разберемся какими проводами чего куда подключать.

Самый распространенный разъем ? это RCA или "Тюльпан". Самый дешевый вариант выглядит так:

По цветам обычно различают: желтый ? видео, белый и красный ? звук. Более качественные шнуры выглядят более солидно и стоят дороже за счет позолоченных контактов и более качественного исполнения (и характеристик тоже):

Важно помнить, что чем толще кабель, тем меньше у него потерь сигнала, следовательно чище будет изображение. Кроме того, толщина говорит также о наличии более качественной экранировке шнура, следовательно никаких дополнительных искажений в сигнале не будет. Это нам очень важно!

Предвижу вопрос и сразу на него отвечаю. Если на купленном шнуре разъемы имеют другие цвета, то ничего страшного. Главное соблюдать правильность подключения. Т.е. с видеовыхода (пусть будет хоть зеленый цвет) надо подключать к видеовходу, а не к аудио.

Итак, с одной стороны должно быть 3 тюльпана для стереозвука (видео, левый и правый звуковой канал ):

Или 2 тюльпана для моно (видео и звуковой):

Обратите теперь внимание на обратную часть провода. Если там тоже тюльпаны, то чтобы подключить к плате тв-тюнера, понадобится вот такой переходник:

Кого такой вариант не устраивает, для передачи стерео звука можно найти готовый кабель (примерно такой):

Если источник сигнала у вас монофонический, то нужен другой провод:

Распутываем клубки S-Video

А если на вашей моей камере или видеомагнитофоне есть S-Video выход, то лучше использовать его. Выглядит он так:

Более дешевый вариант провода выглядит так:

Более дорогой вариант провода выглядит так:

Существуют варианты переходников из RCA в S-Video и обратно. Они служат для того, чтобы можно было подключить S-Video источник к устройству, у которого по какой-то причине нет S-Video входа или он сгорел. Если у вас как раз такой случай, то можно использовать переходник.

ВАЖНО! При подключении видео сигнала по S-Video, передается только видео-сигнал, что видно из названия. Наверное сбивает с толку наличие четырех коннекторов в S-Video проводе, может еще что, но важно помнить (еще раз повторю), что передается только видео.

Поэтому звук надо по прежнему подключать к тв-тюнеру своими кабелями:

Когда подключение идет от цифровой камеры к тв-тюнеру, то для подключения звука необходим аудиошнур, который с двух сторон имеет 3.5 мм стерео Jack.

Подключение

Перед подключением полностью все обесточиваем, причем физически, т.е. вынимаем все из розеток. Почему? Многие устройства, в том числе и компьютер, не обесточиваются при выключении, а либо переходят в "спящий" режим (когда отключены только самые энергопотребляемые устройства, такие как трансформатор, высоковольтный блок и пр.), либо отключаются, но при этом часть схемы находится под напряжением. Поэтому, если не выдернуть вилку из розетки, то в лучшем случае вас может стукнуть током, в худшем ? сгорит часть или все оборудование. Такие случаи бывали, поэтому я и напоминаю. Итак, снова повторюсь, все обесточиваем!

Сначала подключаем видеосигнал к источнику (видеокамера или видеомагнитофон), в зависимости от наличия S-Video или RCA.

Напомню, что стандартная расцветка такая: желтый ? видео, белый ? левый звуковой канал, красный ? правый звуковой канал.

Если моно сигнал, соответственно будет только один аудиовыход (обычно белого цвета).

RCA коннектор и звук подключаем к тв-тюнеру следующим образом:

Что же выбрать, если есть и RCA и S-Video?

Современные видеомагнитофоны и видеокамеры имеют один (более дешевый вариант) или два видеовыхода. Это композитный (или RCA) выход и S-Video. Разницу между этими интерфейсами лучше показать на тестовой таблице.

Хорошо видно, что использование композитного RCA входа менее желательно из-за появления на мелких контрастных деталях цветового шума. Разумеется, не все так уж плохо, и я не говорю о том, что отсутствие S-Video выхода делает его полностью непригодным для источника сигнала. Если видеокамера или видеомагнитофон не обладают S-Video выходом, то можно использовать и RCA. Просто данную особенность надо учитывать, т.к. на предметах, где есть тонкие полосы (типичный пример вельветовые пиджаки или костюмы) возможно появление цветного шума. Если подобные вещи не заметны или не вызывают аллергии, то используйте. Если это постоянное явление и категорически портит изображение, то следует рассмотреть покупку (или взять на прокат у друга) устройства с S-Video выходом.

Вывод: если есть S-Video источник, то используем только его.

Если с проводами все понятно, то приступаем к непосредственно подключению устройств. Если еще нет, то перечитайте данный раздел с самого начала.

Установка кодеков

Для начала попробуем запись в двух форматах: несжатом AVI и сжатие без потерь кодеком Huffyuv. Почему я выбрал этот кодек? Он бесплатный и его установка очень проста. Без потерь качества (обратите внимания на эту фразу) вы получаете экономию дискового пространства примерно в 3 раза. Для чего нужен захват без потерь? Для дальнейшей работы с этим материалом: монтаж, применение фильтров и пр. При такой обработке требуется доступ к каждому кадру. Если исходный материал будет сжат кодеками, то перед обработкой каждый кадр должен быть восстановлен. Качество при это уже будет хуже. Дальнейшая обработка ухудшит качество еще больше.

Установка: скачать кодек к себе на жесткий диск, разархивировать его, щелкнуть правой кнопкой мышки на файле huffyuv.inf и выбирать опцию "Установить".

Возможные проблемы: после установки ни одна программа не отображает данный кодек в списке выбора кодеков. Такое часто бывает после установки всевозможных пакетов кодеков типа K-Lite или аналогичных. Решение проблемы ? удалить в реестре ветку:

HKEY_CURRENT_USER\Software\Microsoft\ActiveMovie\devenum\{33D9A760-90C8-11D0-BD43-00A0C911CE86}

После чего еще раз установите кодек. У меня после такой операции кодек стал нормально отображаться в списке кодеков. Настройки кодека взяты следующие:

Видеозахват

При захвате с видеокамеры или видеомагнитофона, в верхней части экрана могут быть видны перемещающиеся горизонтальные полоски (артефакты):

Боковые края могут быть немного смазанными или содержать помехи.

В нижней части экрана тоже имеются артефакты, выглядящие как вывернутые наизнанку несколько строк изображения. Это служебная информация и ее не видно на телевизорах, поскольку изображение в них увеличивается примерно на 10%. Можно оставить как есть, если изображение планируется смотреть только на телевизоре.
Но при просмотре на компьютере или на других устройствах, где изображение выводится целиком, данные артефакты будут отвлекать и мешать просмотру. В таком случае, обратите внимание на функцию ? обработку краев. Лучше удалить артефакты на этапе оцифровки! Это не сложно и для этого не нужно заходить в какие-то дополнительные настройки. Все настраивается в одном окне.

Удалить краевые артефакты можно двумя способами: отрезкой и заливкой. При отрезке размер кадра изображения уменьшится и это необходимо учитывать, например, заранее задать разрешения для захвата чуть больше. Но мне больше нравится использовать заливку. Размер изображения при этом не изменится, но все краевые артефакты пропадут ? будут залиты выбранным цветом (обычно используют черный).

Запускаем программу и заходим в закладку Видео для настройки параметров захвата. Устанавливаем параметры аналогично показанному на рис. ниже:

Минута видео при таком разрешении будет занимать примерно 308 Мб. Загрузка CPU и HDD минимальная. Если качество не устраивает и мощности компьютера позволяют, то увеличим разрешение до 384х288.

Минута видео при таком разрешении будет занимать примерно 332 Мб. Загрузка CPU и HDD по прежнему минимальная. Качество немного выше.

Следует отметить, что при использовании RCA (композитном сигнал, где совмещены яркостный сигнал, оба цветоразностных и синхроимпульсы) разрешение обычно не превышает 280 ТВЛ.

В S-Video применяются два раздельных канала: яркостный, который также содержит синхроимпульсы, и сигнал цветности, который содержит оба цветоразностных сигнала (реальное разрешение изображения получается порядка 400-500 телевизионных строк).

К чему я это все рассказал? К тому, что применять разрешение по горизонтали выше 288, если используется RCA, большого смысла нет. Если используется S-Video подключение, то увеличиваем разрешение и делаем пробную запись сначала в разрешении 640х480:

Видно, что выросла загрузка HDD и одна минута стала занимать около 900 Мб. Если это не пугает, увеличиваем разрешение до 720х576 (стандартное для DVD в максимальном качестве):

Еще выросла загрузка HDD и одна минута теперь стала занимать около почти 1.5 Гб (!). Сравните качество изображения. Если позволяет свободное место на диске и дисковая подсистема справляется с нагрузкой, то можно увеличить разрешение до 768х576. Дальше двигаться нет смысла и на этом остановимся.

Но что делать, если не хочется терять качество, но при этом уменьшить занимаемое место на диске? Выход есть. В самом начале этой страницы я говорил о установке кодека Huffyuv. Посмотрим что дает его использование.

Для композитного входа пробуем более меньшие разрешения:

Минута видео при таком разрешении будет занимать примерно 105 Мб (вместо 308 Мб). Неплохо! Разница в три раза в сторону уменьшения. Загрузка CPU невысокая, HDD минимальная. Увеличим разрешение до 384х288.

Минута видео при таком разрешении будет занимать примерно 199 Мб вместо 332.

Если снимаем сигнал с S-Video то увеличиваем разрешение до 720х576 (стандартное для DVD в максимальном качестве):

Еще выросла загрузка CPU, подросла загрузка HDD и одна минута теперь стала занимать 390 Мб (против 1.2 Гб). При желании можно увеличить разрешение до 768х576. Во избежание огромного размера страничек часть снимков экрана приводить не стал.

Осталось проанализировать результаты, подсчитать количество денег на покупку нового жесткого диска и докупить его, если надо или отказаться от этой затеи и производить видеозахват в более низком разрешении.

Есть еще вариант ? применить другие кодеки, которые обеспечивают более сильную степень сжатия, но за счет потери качества.

Надеюсь, что все понятно и захват проведен успешно. Дальше можно приступить к обрезке лишнего.

Редактирование видео

Как говорили древние: "Чтобы получить интересный фильм, надо взять много видеоматериала, удалить лишнее, смонтировать оставшееся, добавить звук и титры". Или примерно так, но что-то про удалить лишнее точно было. Следуя советам древних начнем с удаления лишнего.

Формат AVI


Для быстрого удаления ненужных фрагментов, титров, рекламы и пр. удобно использовать бесплатную программу VirtualDub. К ней также есть русификатор, что делает удобным ее использование для всех категорий пользователей. Есть возможность перемещения по ключевым кадрам, сохранение фильмов без пережатия, перекодировка фильмов.
Запустите программу VirtualDub, загрузите в него редактируемый фильм или телепередачу. Включите опции "Прямопотоковое копирование" для видео:



Затем, для аудио:



После этого, установите указатель примерно на начало вырезаемого фрагмента и начните перемещение по ключевым кадрам с помощью кнопок . Для перемещения лучше использовать именно эти клавиши, если использовались кодеки, отличные от Huffyuv, Pic Video или MJpeg, т.к. формат AVI подразумевает и MP4, следовательно место начала и конца фрагмента может быть выбрано не правильно, ведь мы установили опцию прямопотоковое копирование.

Пометьте начало и конец рекламы с помощью соответствующих кнопок (левая кнопка начало, а правая конец), после чего нажмите клавишу Delete. Выделенный фрагмент будет удален.

Проделайте указанные операции со всеми фрагментами, требующими удаления. По окончании работы не забудьте сохранить сделанные изменения: Файл -> Сохранить как AVI

Если все сделано правильно, то в итоге получится готовый к просмотру видеоматериал без рекламы и всего лишнего. Проблемы могут возникнуть, если звук будет сжат в формате МР3, поэтому лучше при захвате использовать несжатый поток.

Формат MPEG


С этим форматом чуть сложнее, поскольку он сжатый, и сжатый довольно хитрым образом. В нем не хранится каждый кадр отдельно, а хранится ключевой кадр (кстати, тоже сжатый), затем группа кадров, содержащая изменения относительно ключевого кадра. Поэтому желательно иметь программу, которая будет осуществлять нарезку по ключевым кадрам (аналогично VirtualDub). К сожалению, таких программ довольно мало, т.к. многие программы для видеомонтажа при импорте фрагмента в формате MPEG сначала каждый кадр восстанавливают. По окончании монтажа и финальном сжатии все повторно сжимается, что сказывается отрицательно на качестве.

Мне попались только две программы для редактирования видео в формате MPEG: это Win DVD Creator от фирмы InterVideo и программа MPEG Video Wizard от Womble.

Программа Win DVD Creator


Программа Win DVD Creator более проста в освоении и работе, идет в комплекте с платами Gotview, а значит всегда под рукой. Из недостатков можно назвать узкий диапазон выходных форматов. Чем это плохо? Тем, что если Вы произвели захват в формате, отличном от выходного формата этой программы, то видео будет пережиматься всегда. Если все форматы совпадают, то пережатия не будет.

Рассмотрим пример удаления ненужных фрагментов в этой программе. Порядок действия такой:
1. Запускаем программу.
2. В разделе "Правка" нажимаем кнопку "Импорт" и выбираем нужные видеофайлы.



3. Перетаскиваем импортированный файл на панель "Раскадровка".



4. На панели раскадровки устанавливаем курсор "мыши" на нашем видеофрагменте, который необходимо отредактировать, и кликаем 2 раза. Открывается окно редактирования видеофрагмента:


5. С помощью левого и правого ползунков устанавливаем примерное начало и конец фрагмента.
6. С помощью соответствующих кнопок вверх и вниз устанавливаем более точно сначала начало фрагмента, затем конец фрагмента.
7. Подтверждаем сделанные изменения кнопкой .
8. Если из выбранного видео необходимо вырезать еще один фрагмент, то повторяем с п.2 все операции. Т.е. снова перетаскиваем видеофрагмент на "Раскадровку", выделяем нужный фрагмент, подтверждаем изменения. Если видеоматериал большой, то повторите данную процедуру столько раз, сколько это необходимо.
9. По окончании процесса удаления лишнего, добавляем титры, эффекты перехода, музыку и пр.
10. Заходим в раздел "Создать фильм" и получаем через какое-то время готовый образ диска.
Преимущества программы:
1. Простота в освоении.
2. Доступность.
3. Русифицированный интерфейс и справка.
Недостатки программы:
1. Строгое соблюдение параметров профилей. При несоответствии профилю файл будет пережиматься.
2. Нет возможности добавить или модернизировать профили.
Раз я сказал о несоответствии параметров, то логично было бы привести эти самые параметры.
Привожу для формата DVD в PAL:
разрешение: 720х576, частота кадров: 25.00, Скорость передачи: 7200 кбит/с, звук 16 бит 48 КГц.
разрешение: 720х576, частота кадров: 25.00, Скорость передачи: 6500 кбит/с, звук 16 бит 48 КГц.
разрешение: 352х576, частота кадров: 25.00, Скорость передачи: 3600 кбит/с, звук 16 бит 48 КГц.
разрешение: 352х576, частота кадров: 25.00, Скорость передачи: 3000 кбит/с, звук 16 бит 48 КГц.
разрешение: 352х576, частота кадров: 25.00, Скорость передачи: 3000 кбит/с, звук 16 бит 48 КГц.
разрешение: 352х288, частота кадров: 25.00, Скорость передачи: 1800 кбит/с, звук 16 бит 48 КГц.
Для стандарта NTSC и формата MPEG-1 вы сможете это сделать самостоятельно.

Программа MPEG Video Wizard


Программа MPEG Video Wizard (русификатор) проще подходит к вопросу форматов, если используются разные фрагменты с разными параметрами (в разумных пределах конечно). Например, видеозахват одного фрагмента был произведен с параметрами 720х576 6 CBR Мбит/сек, а другой с 720х576 CBR 7 Мбит/сек. В таком случае программа просто предложит установить разрешение 720х576, но с переменным битрейтом - VBR.
Рассмотрим пример удаления ненужных фрагментов в этой программе. Порядок действия такой:
1. Запускаем программу.
2. В разделе "Project (Проект)" в закладке Files нажимаем кнопку и выбираем нужные видеофайлы.

3. Устанавливаем курсор "мыши" на нашем видеофрагменте, который необходимо отредактировать, и кликаем 2 раза. Открывается окно редактирования видеофрагмента.
В нем с помощью ползунка

и кнопок управления

находим начало нужного нам фрагмента.
4. Помечаем начало кнопкой , находим конец фрагмента и помечаем кнопкой . Получился выделенный фрагмент:


5. Если выделение фрагмента шло не от начала, то удаляем ее кнопкой .
6. Если конец выделения фрагмента был не до конца, то удаляем правую часть кнопкой .
7. Полученный фрагмент перетаскиваем на панель TimeLine:


8. Повторяем процедуру для следующих фрагментов, начиная с п.3.
9. По окончании редактирования на всякий случай сохраняем проект с помощью кнопок "Сохранить" и "Сохранить как..."
10. Нажимаем кнопку экспортирования полученного видео и настраиваем параметры вывода. Поскольку в этой программе можно задать произвольные параметры для MPEG сжатия, то необходимо самостоятельно следить за совместимостью форматов стандарту DVD. В противном случае, ваш фильм не будет читаться на бытовых DVD плеерах.
Преимущества программы:
1. Несложна в освоении.
2. Можно задавать произвольные параметры для финального сжатия, что позволяет избежать пережатия готового видео.
3. Много тонких настроек самого MPEG кодека.
Недостатки программы:
1. Программа платная и ее необходимо приобретать отдельно.
2. Более сложная в освоении для начинающего пользователя.
@Mail.ru Rambler's Top100