» Глоссарий

Интерлейсинг

Еще одно название этого явления - Эффект "гребенки".

В аналоговом видео принято разделять полный кадр на два полукадра. В одном полукадре содержатся нечетные линии кадра, в другом - четные.

Такое разделение очень удобно для отображения видео на электронно-лучевых трубках телевизоров, использующих чересстрочную развертку.

При чересстрочной развертке на экране сначала прочерчиваются нечетные линии, а затем - четные (или наоборот). Такой метод позволяет добиться отсутствия видимого мерцания картинки, несмотря на сравнительно медленную скорость ее изменения.

Тот факт, что отображение на экране четных и нечетных полукадров разнесено во времени, позволил повысить видимую частоту кадров - при съемке видеокамера производит захват кадров не 25 раз в секунду, а 50.

Из каждого захваченного кадра попеременно отбрасываются четные либо нечетные строки, и полученный полукадр модулируется в аналоговый сигнал. Получается, что четные и нечетные полукадры такого сигнала относятся к разным моментам времени, и при выводе на кинескоп с чересстрочной разверткой это позволяет достигнуть большей плавности движений.

Негативными последствиями чересстрочного видео является проблема его вывода на экран с прогрессивной разверткой, при которой отображается весь кадр целиком. Из двух полукадров приходится предварительно собирать один полный кадр, и лишь после этого производить отображение. Но, так как четные и нечетные полукадры такого кадра относятся к разным моментам времени, на границах движущихся предметов неизбежно возникнут несостыковки четных и нечетных линий, видимые в виде "зазубренностей". Этот эффект получил название эффекта "гребенки", ввиду того, что границы предметов при их движении становятся похожи на расческу.

Деинтерлейсинг
Коррекция изображения для снижения эффекта "гребенки". Обычно, используются разные алгоритмы коррекции. Пользователь может выбрать тот или иной метод, основываясь на личном восприятии.
OC
Операционная система
Телетекст
Система передачи информации (в основном рекламного характера) по телевизионной сети
Разъемы

Типы разъемов ТВ тюнеров и их цоколёвка

Тип 1- композитный
(RCA, Cinch, тюльпан).

Тип 2 - S-Video (Y/С).

Цоколёвка разъема

Контакт

Наименование Назначение
1 GND Groundа (Y)
2 GND Groundа (C)
3 Y Intensity (Luminance)
4 C Colorа (Chrominance)
Композитный сигнал использует контакт 20, а для S-Video необходимо использовать 15 и 20.
Тип 3 - SCART (евроразъем, гребенка).
Все современные модели телевизоров имеют стандартный S-Video разъем.
На схеме представлен вид разъема SCART с фронтальной стороны переходника. Нумерация контактов, как мы видим, идет зигзагом.
Цоколёвка разъема
Контакт Наименование Назначение Уровень сигнала Сопротивление
1 AOR Audio Out Right 0.5 V rms <1k ohm
2 AIR Audio In Right 0.5 V rms >10k ohm
3 AOL Audio Out Left+Mono 0.5 V rms <1k ohm
4 AGND Audio а Ground    
5 B GND RGB Blue а Ground    
6 AIL Audio In Left (or Mono) 0.5 V rms >10k ohm
7 B RGB Blue In 0.7 V 75 ohm
8 SWITCH Audio/RGB а switch/16:9    
9 G GND RGB Green а Ground    
10 CLKOUT Data 2: а Clockpulse Out    
11 G RGB Green In 0.7 V 75 ohm
12 DATA Data 1: Data Out    
13 R GND RGB Red а Ground    
14 DATAGND Data а Ground    
15 R RGB Red In / Chrominance 0.7V (Chrom.: 0.3V burst) 75 ohm
16 BLNK Blanking а Signal 1-3V=RGB, 0-0.4V=Composite 75 ohm
17 VGND Composite Video Ground    
18 BLNKGND Blanking Signal Ground    
19 VOUT Composite Video Out 1 V 75 ohm
20 VIN Composite Video In/Luminance 1 V 75 ohm
21 SHIELD Ground/Shield (Chassis)    
Стандарты телевещания
NTSC, PAL, SECAM
NTSC
National Television Standards Committee. 525-ти строчный стандарт видео для Америки/Японии. NTSC США работает с частотой обновления экрана 60 кадров и обладает цветовой поднесущей на 3,58 MHz.
PAL
625-ти строчный технический видеостандарт для большинства европейских стран, Австралии и Новой Зеландии.
SECAM
Стандарт цветного телевизионного вещания, применяемого в Российской Федерации, Франции и некоторых других странах.
RGB
Red/Green/Blue (Красный/Зеленый/Синий) видеосигнал высокого качества, часто передаваемый через кабель SCART. Качество примерно соответствует сигналу S-Video.
DOLBY DIGITAL 5.1 (DD5.1)
Система сжатия цифровой информации, разработанная Dolby Laboratories, позволяющая закодировать в звуковую дорожку DVD многоканальный звук. Вариации формата DD представлены в цифровом виде (десятичная дробь); первая цифра указывает на число каналов полной ПОЛОСЫ ПРОПУСКАНИЯ, вторая — на наличие отдельного канала для САБВУФЕРА.
Таким образом, 1.0 — это моно, 2.0 — стерео, а 5.1 — 5 каналов с сабвуфером. Вариант 2.0 может содержать "спрятанную" объемную информацию, которая может быть выведена декодером PRO-LOGIC с разделением сигналов для подачи на передние, центральную и тыловые колонки. DVD-плееру необходим декодер Dolby Digital для преобразования звуковой дорожки в формате Dolby Digital в многоканальный звук. Если декодер не встроен в DVD-плеер, то он должен входить в состав AV-УСИЛИТЕЛЯ.
DOLBY PRO-LOGIC
Система объемного звука, распределяющая сигнал из DOLBY SURROUND в левый, правый, центральный и тыловые каналы.
DOLBY STEREO/SURROUND
Система объемного звука для кинотеатров, которая впервые была использована в 1977 году в "Звездных войнах". Она состоит из информации о левой, правой и объемной частях звуковой дорожки.
DTS
Формат звука, созданный в Digital Theater System, конкурирующий, но схожий с DOLBY DIGITAL.
Формат DTS использует меньший уровень СЖАТИЯ, чем DOLBY DIGITAL, и обладает более низким по сравнению с ним уровнем басов, так что теоретически он должен звучать лучше, но пока слишком мало фильмов в этом формате, чтобы в этом можно было бы убедиться наверняка.
ASPECT RATIO / СООТНОШЕНИЕ СТОРОН
Формат DVD/TB-картинки, измеряющийся как отношение горизонтального размера к вертикальному;

4:3 (1.33:1) — общепринятый формат экрана телевизора;

16:9 (1.85:1) — широкоэкранный;

2.35:1 (иногда называемый PANAVISION или SCOPE) — формат суперширокоэкранных картин, таких как "Матрица" или "Титаник" (при этом остаются черные полосы вверху и внизу экрана даже на широкоформатных телевизорах).
BANDWIDTH / ПОЛОСА ПРОПУСКАНИЯ
Объем данных, который допускает цифровой или аналоговый сигнал в своем носителе; более широкая полоса пропускания улучшает конечное качество.
BIT RATE / БИТРЕЙТ

Скорость передачи данных.

В DVD — это скорость, с которой данные считываются с диска. Различают отдельно битрейт для звука и битрейт для видео потоков.

Чем выше битрейт, тем лучше качество.
@Mail.ru Rambler's Top100